18.7 C
Киев
Четверг, 25 апреля, 2024

Макрон ставит на экологию в преддверии выборов

Президент Франции Эммануэль Макрон в начале мая заявил, что не намерен отказываться от референдума по добавлению в Конституцию формулировок, связанных с охраной окружающей среды – одно из его ярких обещаний на посту президента. Несмотря на сопротивление в Сенате, эта история выступает очередным примером того, как французская правящая партия «Вперед, Республика!» присваивает себе политическую повестку набирающего силу по всей Европе экологического движения и стремится сделать экологию неотъемлемой частью повседневной жизни французов.

Автор: Татьяна Серова, Париж 

В прошлом году Эммануэль Макрон пообещал французам, что принцип защиты природы будет внесен в первую статью Конституции, если законопроект по климату пройдет через парламент и впоследствии будет подтвержден референдумом. «Выбор, сделанный в пользу экологии, должен быть приемлемым для французов», – заявил президент.

Амбициозное пари Макрона в пользу планеты

Экологическая повестка Макрона включает в себя ряд конкретных и символичных реформ. За четыре года французский президент успел ввести дополнительные ограничения в отношении производств, связанных с использованием пластика, инициировать ряд законов в пользу видового многообразия фауны и флоры и, наконец, ввести временный запрет на использование неоникотиноидов – инсектицидов, приносящих вред пчелам. Кроме того, десятки миллионов евро были выделены из госбюджета на улучшение теплоизоляции старых домов и производство электромобилей.

В рамках пакета законов, направленных на улучшение экологической ситуации в стране, необходимо упомянуть о мерах по регулированию производства электроэнергии. При Макроне развитие «зеленой» энергетики достигло исторических высот главным образом за счет государственной поддержки: производство электроэнергии ветроэлектрическими установками увеличилось в два раза за период 2016- 2020 гг. Развитие рынка биометана и создание рынка водорода также входят в планы президента, несмотря на сложности, связанные с пандемией коронавируса.

Символика в свою очередь, безусловно, составляет важную часть макроновской стратегии. Своей фразой «Make our Planet Great Again», произнесенной в 2017 году, Макрон противопоставил себя бывшему американскому президенту Дональду Трампу, показывая, что современный лидер должен претендовать не только на величие своей страны, но и на величие всей планеты.

От «желтых жилетов» до «зеленого сознания»

Французский президент неоднократно упоминал о том, что экология – проблема глобальная, и что ее следует рассматривать вне национальных границ. Это мнение совпало с позицией Еврокомиссии, которая в декабре 2019 года обозначила общие климатические цели для входящих в него стран в рамках стратегии Green Deal.

Тем не менее ранее попытки Макрона покрасить страну в зеленый цвет были встречены французскими гражданами с настороженностью, а зачастую вызывали сильный протест. Например, введение дополнительного налога на топливо, нацеленного на прогрессивный отказ от загрязняющих воздух автомобилей, оказалось последней каплей терпения для десятков тысяч французских граждан, уставших от постоянного давления экологических нарративов. Численность и поддержка движения «желтых жилетов» заставила Макрона отложить введение этого налога и в большей степени обращать внимание на интересы среднего класса.

По мере того как у части французского населения развивалось «экологическое сознание», Макрон в то же время решил пойти на уступки экологам, тем самым надеясь расширить свою базу поддержки, прежде всего, среди молодежи. Руководствуясь проверенным правилом «если есть проблема – нужно создать комиссию, чтобы ее решить», Макрон поручил полномочия по охране окружающей среды Гражданскому конвенту по климату и Совету по экологической защите, созданным по его инициативе, и таким образом придал большую легитимность «зеленому» движению.

Гражданская лаборатория экологических идей

Гражданский конвент по климату был создан в 2019 году, после того как Франция пережила одну из самых сильных волн протестов с 1968 года. Этот шаг в сторону экологов, чья программа оказалась оттенена движением «желтых жилетов», был способом легитимизировать их повестку и признать их как влиятельную политическую силу.

Конвент состоит из 150 граждан, выбранных случайным образом среди французского населения, как утверждают сами организаторы коллектива. Его члены предложили 149 мер, направленных на улучшение климата, среди которых были умеренные, вроде субсидий на покупку электрического велосипеда, и более амбициозные, такие как отмена внутренних авиарейсов, время которых сопоставимо с поездкой на поезде.

Правительство, рассмотрев предложенные меры и вычеркнув самые радикальные, составило пакет законов и внесло их на рассмотрение парламента. Помимо этого, главной рекомендацией Конвента стало включение понятия «окружающая среда» в первую статью Конституции и, в случае принятия соответствующего закона обеими палатами, проведения референдума на этот счет.

В тюрьму за вред экологии

4 мая Национальное собрание Франции одобрило предложенный законопроект. Он, среди прочего, предполагает введение в уголовный кодекс Франции нового вида преступления – экоцида. Экоцид определяется как умышленное и масштабное загрязнение окружающей среды, приносящее ущерб растительному или животному миру. Частные компании, обвиняемые в таких действиях, могут привлекаться к ответственности в рамках уже не административного, а уголовного законодательства. Нарушителям грозят штрафы в размере вплоть до 4,5 млн евро или тюремный срок до 10 лет.

Однако включение этого нового понятия в уголовный кодекс не удовлетворило ни одну из политических групп. Для правых партий, представляющих самую многочисленную группу в Сенате, этот политический шаг вписывается в движение «карательной экологии», предпочитающей санкции конструктивному решению проблем. Левые в свою очередь сочли меру недостаточно сильной и даже лицемерной. Стоит отметить, что окончательное решение по экоциду все же остается за Сенатом.  

Тем не менее французы таким решением, кажется, вдохновили депутатов Европарламента и на прошлой неделе европарламентарии вынесли на рассмотрение набор формулировок для определения преступлений против окружающей среды и включения понятия «экоцид» в европейское законодательство. Депутаты намерены представить свою инициативу Еврокомиссии и правительствам стран-членов.

Референдум под вопросом

Впрочем, с референдумом все сложнее. 16 марта нижняя палата французского парламента приняла законопроект, включающий в Конституцию следующую фразу: «[…] гарантирует сохранение окружающей среды и биологического разнообразия и борется с изменением климата». Однако 10 мая Сенат проголосовал за измененную версию той же фразы, заменив слово «гарантирует сохранение» словом «сохраняет» – менее юридически четким.

Реформа о внесении экологии в Конституцию далеко не у всех политиков вызывает энтузиазм. Многие из них считают эту реформу дымовой завесой, призванной отвлечь внимание общества от неотложных проблем. В частности, сенатор Франсуа Ноел Бюффе указывает на то, что охрана окружающей среды уже фигурирует в одном из приложений к Конституции.

Одним из главных требований «желтых жилетов» являлось проведение референдумов по общественно важным вопросам. Со своим референдумом о климате Макрон решил показать, что услышал их голос, одновременно идя навстречу экологам. «Pеферендум имеет символическое значение во Франции и Макрон этим пользуется, чтобы предложить французам символическое решение сложной проблемы», – считает Себастиан Шапотар, автор нескольких отчетов по экологии для французского либерального аналитического центра IREF.

Парижский студент Александр придерживается того же мнения: «У Франции уже есть все законы, необходимые для защиты окружающей среды. Первым шагом должно стать обеспечение эффективного применения существующих законов».

Последний опрос французского института общественного мнения IFOP, проведенный в январе этого года, показал, что лишь 30% французских избирателей заявили о своем намерении принять участие в климатическом референдумe. Вместе с тем 96% граждан, называющих себя «экологами», поддерживают идею референдума.

В то же время Себастиан Шапотар сомневается в намерениях Макрона привлечь «зеленых» к игре. «Я не думаю, что Макрон думает о подарках «зеленым». Этот референдум – скорее способ для него показать, что он активен на климатическом фронте», – полагает он.

В целом, по оценкам экспертов, вероятность того, что Макрону удастся провести свой референдум по климату до президентских выборов весной 2022 года, близка к нулю.

Related Articles

Последние материалы