Австралийская Fortescue Metals Group, входящая в пятерку крупнейших производителей железной руды, намерена до конца следующего года построить первое в мире морское судно, работающее на аммиаке, а не углеводородах, пишет Bloomberg со ссылкой на основателя и главу правления компании Эндрю Форреста.
«Это лишь первый шаг. У нас на плаву порядка 100 судов, и мы переведем все наши корабли на «зеленый» аммиак (производимый с помощью возобновляемых источников энергии – GD) при первой же возможности в течение этого десятилетия», — сказал Форрест в ходе климатического саммита COP26 в Глазго.
По его словам, судно будет небольшим — обладать лишь сотой частью грузоподьемности крупных балкеров.
Аммиак (химическое соединение азота и водорода) при сжигании не продуцирует выбросы СО2. Многие судоходные компании видят возможность использования аммиака в качестве топлива будущего.
Как источник энергии аммиак в 10 раз мощнее литий-ионных батарей и на 80% энергетически плотнее жидкого водорода. К тому же аммиак проще транспортировать, чем водород.
При этом, согласно исследованию Argus, при производстве одной тонны обычного аммиака, который чаще всего производится из природного газа, побочные выбросы CO2 достигают двух тонн. «Зеленый» аммиак получают следующим образом: с помощью энергии солнца, ветра или воды электролизер извлекает водород из воды, а азот получают отдельно из воздуха, используя установку для разделения воздуха.
Ранее на COP26 Международная морская организация (IMO) заявила, что рассматривает возможность введения налога на выбросы СО2 для судоходных компаний с целью привлечения средств для «зеленой» трансформации отрасли.
В частности, предлагается взимать с судоходных компаний по $100 за каждую тонну выбросов CO2 в рамках одного рейса. По оценкам Всемирного банка, представленным еще в сентябре, введение такого сбора позволило бы отрасли привлечь порядка $1 трлн в течение следующих трех десятилетий.
По данным IMO, на морские суда приходится 2,5% мировых выбросов углекислого газа, что сопоставимо с уровнем выбросов некоторых крупнейших стран ЕС. В 2018 году члены IMO договорились сократить выбросы парниковых газов к 2050 году на 50% по сравнению с 2008 годом.