То, что делают в Манчестере сегодня, завтра будет делать весь мир. Об этом заявил британский премьер-министр Бенджамин Дизраэли в 1844 году, когда Манчестер стал ведущим промышленным центром вслед за бумом в производстве хлопка.
Почти 200 лет спустя Большой Манчестер (городская агломерация, далее – Манчестер) определенно утратил лидерство в этой области… Тем не менее город вместе с прилегающими регионами надеется вернуть себе положение глобального лидера, но на этот раз – в контексте «зеленой» революции. «Мы делаем это первыми и делаем по-другому» – говорится в пятилетнем плане города по защите экологии.
Автор: Ханна Райт для Energy Monitor
План начали внедрять в 2019 году при Энди Бернеме, действующем мэре. Достичь нулевых выбросов СО2 планируется в 2038 году, на 12 лет раньше установленного британским правительством срока.
Население Манчестера составляет 2,8 млн человек. Его доля в годовом объеме выбросов СО2 в Великобритании – 3,6%. Мэрия совместно с британским исследовательским центром Тиндалла по вопросам изменения климата рассчитала нормативы снижения выбросов СО2 в соответствии с целями Парижского соглашения для удержания прироста глобальной средней температуры в пределах «намного ниже 2 градусов Цельсия». Согласно этим нормативам, до 2038 года Манчестеру необходимо снижать уровень выбросов на 15% ежегодно.
«Городская агломерация Манчестера была колыбелью промышленной революции, а теперь намерена возглавить и «зеленую», предоставляя глобальную платформу для решения многочисленных проблем, с которыми сегодня столкнулся мир», – говорит Бернем.
Пятилетние планы
На домохозяйства в Манчестере приходится 34% выбросов. В соответствии с первой пятилеткой, первоочередной задачей является реформирование сектора отопления зданий. К 2024 году необходимо установить 45 МВт дополнительных мощностей фотоэлектрической солнечной энергии для выработки 10,2 ТВт·ч низкоуглеродной тепловой энергии. По состоянию на 2019 год мощность станций, поставляющих возобновляемую тепловую энергию в Манчестер, составила 29 МВт, возобновляемую электроэнергию – 140 МВт. Город также планирует сократить потерю тепла на 57%, повышая энергоэффективность зданий, и для этого необходимо термомодернизировать 61 тыс домохозяйств ежегодно (общее количество требующих модернизации домов составляет 1,2 млн)
Для достижения целевых показателей Манчестер ввел в эксплуатацию четыре газовые теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), водородную ТЭЦ на основе водородных топливных элементов и запустил несколько демонстрационных проектов по установке воздушных и геотермальных тепловых насосов.
Манчестер определил возможности установки 35 новых районных ТЭЦ в городской агломерации, что позволит снизить уровень выбросов на 413 килотонн (3% от общего объема выбросов). Одной из них станет так называемая муниципальная система отопления в центральном районе Манчестера: газовая ТЭЦ стоимостью 20 млн фунтов. Она будет генерировать энергию для мэрии Манчестера и прочих административных зданий и сократит городские выбросы на 1,600 тонн в год.
«Со временем ТЭЦ могут переключиться на «зеленый» водород, который, как ожидается, станет более доступным с начала 2030-х годов», – считает Шон Оуэн из Объединенного управления Большого Манчестера, главного правительственного органа метрополитенского графства.
Крупнейшим источником выбросов в Манчестере является транспорт. К 2040 году доля ежедневных передвижений, осуществляемых на автомобиле, должна сократиться с 61% до 50%, тогда как предпочтение должно отдаваться более устойчивым способам перемещений – ходьба пешком, велосипеды и общественный транспорт. Оставшиеся автомобили предлагают заменить электрокарами: к 2024 году их должно быть 200 тыс (сегодня их пока всего 2 800), а к 2035 году все городские автобусы будут заменены электрическими.
Третья важная часть плана посвящена анализу генерации, потребления и купли-продажи энергии в Манчестере. Для этого Объединенное управление Большого Манчестера помогает каждому району составить местный энергетический план, который необходимо выполнить к июню 2022 года. Эти планы помогут местным директивным органам определить лучшие возможные решения по декарбонизации. При этом такие решение должны соответствовать требованиям местной инфраструктуры и социально-экономическим приоритетам, что поможет определить области, требующие дополнительных инвестиций.
По мнению Оуэна, Манчестер – единственный город Великобритании, который пытается провести настолько подробный аудит энергетической инфраструктуры и возможностей «от почтового индекса до регионального уровня».
Объединяя разобщенное
Несмотря на на все принятые меры и лидерские амбиции Манчестера, Дизраэли, вероятно, был бы разочарован, увидев при ближайшем рассмотрении, что Манчестер в гонке за нулевыми выбросами не лидирует, а скорее плетется у лидеров в хвосте.
«Большой Манчестер неплохо продвинулся в вопросах высадки деревьев и снижения выбросов городского транспорта, но в целом он все еще очень далек от выполнения поставленных целей», – считает Хелен Риммер, активистка международной экологической организации «Друзья Земли».
Бристоль, Ньюкасл, Глазго и Оксфорд поставили перед собой куда более амбициозные цели и намерены достичь нулевого уровня выбросов к 2030 году. Манчестер же даже не попал в список Cities A List. В этот список, составленный некоммерческой организацией Carbon Disclosure Project, входят города мира, наиболее активно внедряющие меры по предотвращению изменения климата. От Великобритании в список попали Бристоль, Борнмут, Ньюкасл и Большой Лондон.
Манчестер заимствует технологии декарбонизации в сфере транспорта у Лондона, Бристоля и Мерсисайда. После переизбрания на пост мэра в мае 2021 года Бернем заявил о том, что собирается реформировать транспортную систему города по образцу Лондона, т.е. создать объединенную систему автобусов, трамваев, поездов и велодорожек, которые на данный момент существуют отдельно друг от друга. Однако, по словам Саймона Уорбертона из транспортного управления Манчестера, упор будет делаться на то, чтобы предложить населению лучшую альтернативу и агитировать пересесть с частных автомобилей на общественный и «активный» транспорт.
Уорбертон нахваливает систему, развитую в Бристоле, где предпочтение отдается более экологичным видам транспорта. В городе стало гораздо больше пешеходов и велосипедистов. Манчестер, по его мнению, мог бы повторить этот успех. В Бристоле личный автотранспорт уже составляет 51% от общей мобильности – это на один процент больше, чем Манчестер планирует достичь к 2040 году.
Транспортное управление Манчестера также пристально следит за пилотными проектами Мерсисайда, где на улицы планируют вывести автобусы, работающие на водородном топливе. «Промышленности Мерсисайда присущ высокий уровень водородных побочных продуктов, образующихся в процессе производства. Получается, у них есть непосредственный источник водорода, не оставляющий дополнительного углеродного следа, – поясняет Варбертон. – В течение следующих нескольких лет мы планируем наблюдать и учиться на их опыте».
Совместными усилиями
По словам Бернема, переход на чистые источники энергии требует совместных усилий как на уровне города, так и за его пределами.
«Уникальность реакции Манчестера на климатический кризис заключается в силе сотрудничества и поддержки, а также в новаторских подходах партнеров из государственного и частного секторов, благотворительных организаций и университетов. Все это позволяет нам применить целеориентированный подход в борьбе с глобальным климатическим кризисом», – говорит мэр. В качестве подтверждения эффективности данного метода он приводит местные энергетические планы, для выполнения которых объединились 11 государственных и прочих организаций.
«Чтобы осуществить плавный переход от задумки к демонстрации и коммерциализации с помощью инноваций, мы решили основать Агентство энергетических инноваций (Energy Innovation Agency), – добавляет Бернем. – Это Агентство станет единым пропускным пунктом в Большой Манчестер для предпринимателей энергетического сектора – партнерством между местными органами управления, частным бизнесом и университетами. Это поможет объединиться всем участникам процесса, с которыми компаниям необходимо работать для успешной реализации продукции и услуг».