Под видом заботы об экологии за механизмом углеродной корректировки импорта скрывается протекционизм. Металлургия от его введения будет терять ежегодно свыше €500 млн. Но рано или поздно СВАМ коснется всех импортируемых в ЕС товаров, для производства которых нужна электроэнергия, а для перевозки – транспорт.
Что такое СВАМ и как он действует
Carbon Border Adjustment Mechanism (СВАМ, механизм контроля углеродного следа на границе/механизм углеродной корректировки импорта) – это плата, которую намерен взимать Европейский союз за ввоз на его территорию товаров, производство которых связано со значительными выбросами СО2. Изначально Еврокомиссия предполагала распространить СВАМ на импорт ограниченного перечня товаров: чугуна и стали, алюминия, цемента, основных органических химических веществ, электроэнергии. Часть продукции, производство которой не связано со значительными выбросами парниковых газов, предполагалось исключить из-под действия СВАМ: ферросплавы, лом и некоторые удобрения.
Но в документе уже есть рекомендация распространить СВАМ на импорт труб, чтобы устранить возможность обхода СВАМ-платежей за импорт стали за счет наращивания импорта более сложной продукции. Появляется риск того, что любое производство с добавленной стоимостью, поставляющее продукцию на рынок ЕС, будет подпадать под СВАМ.
Есть предположения, что рано или поздно СВАМ коснется всех импортируемых товаров, для производства которых нужны электроэнергия, а для перевозки – транспорт (который в большинстве своем работает на ископаемом топливе и оставляет углеродный след).
По факту уже в последнем документе есть рекомендации в течение 2–5 лет распространить СВАМ на другую продукцию.
На 2023–2025 гг. запланирован переходный период, в течение которого компании будут ежеквартально подавать отчеты для будущей сертификации. Отчеты будут включать информацию об объемах импорта, прямых и непрямых выбросах СО2, связанных с производством, а также об уплаченных налогах на СО2 в странах производства.
Всем компаниям нужно к этому готовиться. Даже тем, кто считает, что сейчас не подпадает под СВАМ. До 2025 года у них есть все шансы подпадать под действие этого механизма.
В 2026 году планируется полномасштабный запуск СВАМ: импортеры будут обязаны покупать СВАМ-сертификаты. Их количество будет зависеть от выбросов СО2, связанных с производством импортируемой продукции, а также от объема бесплатно распределяемых квот в ЕС. Цена СВАМ-сертификатов будет рассчитываться еженедельно путем усреднения цен на углеродные квоты в европейской системе торговли выбросами (EU ETS) — сегодня эта цена уже составляет около €60 за тонну.
Это очень важный момент. Изначально механизм углеродной корректировки импорта подавался как способ борьбы за экологию. Но когда речь зашла о сертификатах, стало понятно, что СВАМ – это в чистом виде торговый инструмент. То есть речь идет не об экологии, а о протекционизме. Изначально, когда о СВАМ только начинали говорить, было много отсылок к Всемирной торговой организации (ВТО). CBAM противоречит и букве, и духу ВТО, но сейчас об этом уже никто не вспоминает.
Вследствие переговоров многих стран с Еврокомиссией в архитектуру СВАМ был включен ряд позитивных пунктов. Наиболее важный из них: объем пула СВАМ-сертификатов предполагается не ограничивать, чтобы не создавать потенциальных препятствий в торговле и не стимулировать рост внутренних цен в ЕС.
Риски и потенциальные затраты украинских экспортеров
Первый раз GMK Center проводил оценку влияния СВАМ на украинский экспорт в сентябре 2020 года. Тогда еще не было понимания, как может выглядеть этот механизм. Мы посчитали, что расходы украинских экспортеров от введения СВАМ вырастут почти на €570 млн в год. 94% суммы заплатят металлургические и энергетические предприятия.
Второй раз мы оценивали влияние СВАМ в апреле 2021 года, когда появились детали, но уже только для металлургического экспорта. Аналитики построили модель, которая позволяла рассчитать влияние СВАМ при разных сценариях. По мягкому сценарию мы оценили потерю экспорта в размере €155 млн. Плюс потерю маржинальности экспорта – €95 млн.
Исходя из текущего уровня цен на металлургическую продукцию и свежего рекорда цены на выбросы СО2 на уровне €65, потери будут выше. Металлургия теряет €270 млн экспорта год. Кроме того, на €140 млн сократится маржинальность экспорта, так как платежи за СВАМ не удастся полностью переложить на импортеров.
С учетом текущей тенденции роста цен на СО2, связанного с ростом цен на газ, потери будут расти. Если цена СО2 вырастет до €100/т, металлургия ежегодно будет терять €510 млн, из которых €240 млн – потеря маржинальности экспорта.
С учетом того, что металлургия – это примерно 25–30% украинского экспорта, выводы можно экстраполировать и на другие отрасли. Понятно, что каждая крупная экспортирующая отрасль потеряет достаточно большую сумму.
Еврокомиссия заложила достаточно мягкий вариант СВАМ, но рост цен на СО2 может превратить его в жесткий.
Возможности снижения рисков и затрат
Главной цели СВАМ европейцы достигли. Все корпорации в мире начинают разрабатывать политику декарбонизации не из-за заботы о климате, а чтобы получить доступ на «зеленый, премиальный» рынок ЕС.
Украине важно расширить видение происходящих процессов. СВАМ будет вводиться не только в ЕС. Европа станет катализатором введения аналогичных механизмов в других странах (в частности, такая инициатива уже обсуждается в Соединенных Штатах). Это новые правила игры, которые создает Европейский союз, и весь мир их подхватывает. Другие страны могут подойти к вопросу введения СВАМ более жестко и бескомпромиссно.
Проблему СВАМ не удастся решить только за счет договоренностей с ЕС и «амбициозных» целей Обновленного национально определяемого взноса в Парижское соглашение. СВАМ возникнет для украинских экспортеров на других рынках. Единственный способ смягчить его влияние – взять на вооружение европейские методы. А именно — поддерживать предприятия финансовыми стимулами для декарбонизации украинской экономики и промышленности. Здесь очень много могут сделать украинские государственные институты. Европа стимулирует декарбонизацию своей промышленности при помощи всевозможных дотаций, грантов, субсидий в объеме около €800 млрд. У Украины нет таких денег, но по примеру ЕС нужно использовать соответствующие финансовые инструменты для ускорения декарбонизации. Начинать действовать нужно было еще вчера, но и сегодня еще не поздно.