Блиц-интервью с Клое Аллио, руководителем отдела «Экономическое сотрудничество, энергетика, инфраструктура и окружающая среда» в представительстве ЕС в Украине, для портала Green Deal
Автор: Сергей Шестак
— На днях представительство Европейского союза посетило Тернополь для открытия «Европейской недели устойчивой энергии», посвященной термомодернизации зданий. Почему ЕС определил энергоэффективность в качестве, как вы говорите, флагманской инициативы для содействия «зеленой» трансформации Украины? Ведь имеется немало других сфер, где выбросы СО2 гораздо более существенны…
Европа не сможет стать климатически нейтральным континентом к 2050 году без Украины. Мы в одной лодке, на одной планете, поэтому для нас очень важно поддерживать Украину в ее стремлении сокращать выбросы СО2. Мы решили инвестировать более EUR100 млн в Фонд энергоэффективности в Украине, так как мы видим ряд ключевых преимуществ в этом направлении.
Во-первых, это может содействовать усилению энергетической независимости Украины. Сокращение объема потребления газа, прежде всего, в жилом секторе снизит потребность в закупках импортного газа.
Во-вторых, украинские граждане смогут значительно сэкономить на коммунальных платежах и увеличить свои расходы на другие нужды для улучшения качества жизни.
В-третьих, конечно, наша цель также заключается в сокращении выбросов СО2 от сжигания ископаемого топлива в Украине, в том числе в процессе отопления зданий.
Кроме того, если взглянуть на статистику, на жилой сектор приходится 60% энергопотерь при отоплении, что соразмерно финансовым потерям в размере 80 млрд грн в год.
— В каких других сферах вы могли бы предоставлять финансовую поддержку Украине, чтобы страна скорее трансформировалась в процессе декарбонизации?
Мы поддерживаем Украину во всех аспектах «зеленой» трансформации. ЕС инвестировал уже более EUR300 млн в проекты, направленные на реализацию «зеленого» перехода в таких сферах, как энергоэффективность, энергетика, транспорт, сельское хозяйство, лесоводство, защита окружающей среды и борьба с изменением климата.
Сюда входит также поддержка со стороны ЕС, которая предоставляется через механизмы софинансирования вместе с международными финансовыми организациями. Это позволило инвестировать около EUR700 млн в Украину. Помимо этого, через Европейский фонд устойчивого развития (EFSD) мы подписали гарантийные соглашения с международными финансовыми организациями для снижения рисков инвестирования, согласно которым бюджет ЕС предоставляет гарантии для портфельных инвестиций, в том числе в Украине.
Благодаря нашим проектам мы предоставляем экспертную оценку и техническую помощь для поддержки реформ в Украине и приведения законодательства в соответствие с Соглашением об ассоциации c ЕС. При этом мы, конечно, видим, что украинское правительство разрабатывает концепцию Украинского «зеленого» курса на межминистерском уровне, и потому тесно взаимодействуем с вице-премьером Ольгой Стефанишиной и ее командой замминистров в рамках фокусного диалога по Green Deal.
— Успешно ли продвигается диалог с правительством?
В ходе первой встречи, в мае, мы рассмотрели достаточно широкий круг вопросов: от энергоэффективности, вопросов изменения климата, трансформации угольных регионов, промышленных альянсов, лесного хозяйства до водорода. На второй встрече, в сентябре, мы решили продолжить обсуждение этих вопросов, но и также провести более углубленную дискуссию по некоторым тематическим направлениям. Мы, в частности, обсудили экологические реформы и законодательство, которое необходимо принять в сфере управления отходами, промышленных выбросов, загрязнения воздуха, биоразнообразия, а также в сфере экологического контроля. Что касается экоконтроля, то очень важно, чтобы экологические инспекторы имели доступ к предприятиям и могли проверять, отвечают ли они экологическим стандартам.
На второй встрече мы решили создать платформу для финансирования «зеленого» перехода, где мы сможем обсудить необходимые меры и финансовые вопросы, а также координировать привлечение различных доноров и международных финансовых организаций в процесс финансирования «зеленой» трансформации Украины. Стоит подумать, как наилучшим образом мобилизовать частные инвестиции и госфинансирование вместе с поддержкой доноров.
В целом же наш диалог очень хорошо идет, и мы все больше погружаемся в детали.
— Известно, что вы также обсуждаете вопрос достижения Украиной климатической нейтральности к 2050 году, а это на 10 лет раньше заявленного срока. Об этом, кстати, говорится и в совместном заявлении по итогам саммита Украина-ЕС… Почему так?
Мы действительно приветствуем усилия правительства в плане постановки еще более амбициозных целей для достижения климатической нейтральности к 2060 году. 2050 год – цель по декарбонизации, которая определена Европейским союзом в соответствии с задачами Парижского соглашения. Месседж, который мы хотим донести, состоит в том, что, начиная реализацию мер по декарбонизации, иногда можно открыть еще больший потенциал для сокращения выбросов, который, в свою очередь, ускорит процесс достижения целей.
— Какое, на ваш взгляд, главное упущение украинского правительства при рассмотрении климатических проблем?
У нас выстраивается достаточно откровенный диалог с украинской стороной, и мы видим, что у Кабмина есть очень сильное желание работать над климатической повесткой. Концепция Украинского «зеленого» курса, которая разрабатывается на основе Обновленного национально определяемого взноса в Парижское соглашение, сама по себе очень нова, однако мы со своей стороны отмечаем большой потенциал для лучшего формирования секторальных целей и более тесного взаимодействия с промышленностью.
Правительство должно разработать планы по достижению поставленных целей. В то же время многие реформы все еще нужно внедрять в различных направлениях «зеленого» перехода, начиная с реформирования экологического законодательства. Как и в случае со многими другими законами, эффективная имплементация имеет ключевое значение.
Однако мы видим реформаторское настроение правительства и предлагаем со своей стороны техническую поддержку, привлекая специалистов из ЕС. Обмен опытом и экспертными знаниями, на мой взгляд, очень важный аспект нашего будущего успеха.
— Однако менее важный, чем финансовый…
«Зеленый» переход – сложный путь, и мы пытаемся поделиться лучшими европейскими практиками, помогая Украине. Вопрос финансирования этих процессов будет обсуждаться в рамках новой платформы, деятельность которой развернется под эгидой нашего диалога для обеспечения координации стратегических и финансовых вопросов. «Зеленый» переход в Украине не будет финансироваться только лишь за счет госсредств (национальных или международных), он будет происходить также за счет частных инвестиций. Инвестиции в модернизацию производственных мощностей нужны Украине и станут частью «зеленой» трансформации. «Зеленая» экономика также предлагает украинским компаниям возможности для интеграции в европейские и международные цепочки создания добавленной стоимости, так как спрос на «чистую» продукцию возрастает. Мы видим, что много компаний в Украине готовы идти именно этим путем.