15.4 C
Киев
Понедельник, 20 мая, 2024

Украина может терять €700 млн в год из-за введения CBAM — исследование

При худшем сценарии Украина может терять 700 млн евро ежегодно вследствие ограничений на поставку украинской металлопродукции в рамках введения Евросоюзом механизма углеродной корректировки импорта (CBAM). Об этом сообщается в исследовании информационно-аналитического центра GMK Center, обнародованного в ходе круглого стола «Влияние СВАМ на металлургию Украины» в пятницу.

«Металлургическая отрасль Украины будет одной из самых пострадавших в результате введения СВАМ. Это произойдет из-за наших тесных партнерских отношений с ЕС. Ведь на европейский рынок отечественные металлурги поставляют 26% товарной продукции, а это больше, чем на наш внутренний рынок. Наши конкуренты не имеют такой высокой зависимости от рынка ЕС. Введение СВАМ будет означать снижение конкурентоспособности украинского экспорта, убытки для отечественной экономики, разрыв производственных цепочек между европейскими и украинскими предприятиями», – отметил директор GMK Center Станислав Зинченко.

По его словам, ежегодные потери экспорта украинской металлургии от введения Евросоюзом СВАМ оцениваются в 155-200 млн евро в зависимости от сценария. Также это снизит финансовые результаты отрасли на 105-200 млн евро в год.

Под действие СВАМ подпадает около 2,5 млрд евро металлургического экспорта в год. Точные масштабы ущерба для национальных производителей зависят от условий внедрения СВАМ.

«Сейчас рассматриваются два основных сценария применения СВАМ: с предоставлением бесплатных квот на выбросы для производителей импортной продукции (сценарий №1), без предоставления бесплатных квот для импорта с одновременной отменой бесплатных квот для производителей в ЕС (сценарий №2). Второй сценарий предполагает в разы большие объёмы платежей за СВАМ и является наименее приемлемым для производителей импортной продукции, в частности украинской», – рассказал главный аналитик GMK Center Андрей Тарасенко.

Внедрение СВАМ значительно сильнее повлияет на украинских производителей, чем на компании из стран-конкурентов. Зависимость украинских производителей стали от рынка ЕС в 2,5 раза выше, чем у производителей России, в 5,7 раз выше, чем у металлургов Южной Кореи, в 11 раз выше, чем у производителей Индии.

В результате действия «углеродного налога» можно ожидать уменьшение объема производства чугуна на 500 тыс. тонн («минус» 2,5% относительно уровня 2019 года) и длинного проката (в т. ч. квадратной заготовки) – на 110 тыс. тонн («минус» 1,4%).

По словам Тарасенко, также это может привести к снижению объема капитальных инвестиций в размере до 130 млн евро в год («минус» 12% относительно уровня 2019 года). В долгосрочной перспективе это будет означать хроническое отставание в инвестициях и проигрыш в конкурентоспособности.

«СВАМ к Украине применяться не должен, поскольку мы уже приняли на себя цели European Green Deal. Исключение Украины из-под действия СВАМ, наоборот, будет стимулом для украинской экономики», – резюмировал Зинченко.

В ходе обсуждения исследования менеджер по международным отношениям «Метинвеста» Андрей Криль отметил, что данное исследование представляет первую концентрированную оценку влияния CBAM на украинскую металлургию и призвал.

«Конечно, нас беспокоит вопрос CBAM и как это будет развиваться. И хорошо, что есть дискуссионные взгляды на то, какие будут последствия в ближайшей и долгосрочной перспективе. Мы рассчитываем на то, что украинское правительство будет занимать проактивную позицию в дискуссии с Еврокомиссией, так как, на наш взгляд, есть много предпосылок, которые позволяют вести диалог между Украиной и Брюсселем…С учетом применения особых условий СВАМ к Украине в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС. Поэтому поле для работы достаточно большое», — подчеркнул представитель «Метинвеста».

Президент «Укрметаллургпрома» Александр Каленков в свою очередь оценил исследование как «хороший расчет», выразив пожелание, чтобы подобные исследования проводились в Украине отраслевыми ассоциациями или Министерством экономики для оценки рисков.

«Мы все увидели, что риски огромные. Кроме тех рисков, которые были просчитаны, озвучивались риски хронического недофинансирования и проигрыша конкурентной борьбы. Также было сказано, что введение CBAM увеличит конкуренцию на всех других рынках, поскольку вся вытесненная из Европы продукция уйдет на рынки, где мы конкурируем», — сказал Каленков.

Как сообщалось, 10 марта Европарламент большинством голосов принял резолюцию о введении CBAM – соответствующий законопроект парламентарии планируют рассматривать уже в июне. Глава комитета Европарламента по вопросам экологии Паскаль Канфан ранее в интервью французской газете Ouest-France заявил, что ЕС рассчитывает ввести CBAM с 1 января 2023 года.

Related Articles

Последние материалы