НЭК «Укрэнерго», вероятнее всего, откажется от намерений строить системы накопления энергии (СНЭ), поскольку актуальность этого с принятием профильного закона потерялась, отметил глава правления компании Владимир Кудрицкий.
«С принятием закона о СНЭ создаются условия для бизнеса по развитию этого рынка, вместе с тем для «Укрэнерго» определены ограниченные возможности для участия в этом. Для нас нет смысла строить системы накопления. Теперь бизнес, несомненно, активизируется в этом направлении», – пояснил Кудрицкий в комментарии журналистам в Киеве.
По его словам, «Укрэнерго», заявляя об определенных планах по строительству СНЭ, указывала, что по условиям сертификации она как оператор системы передачи не может владеть СНЭ, в итоге их необходимо было передавать третьим лицам. В свою очередь передавать третьим лицам имущество, находящееся в управлении или хозведении «Укрэнерго», запрещено законодательством.
По прогнозам главы «Укрэнерго», в ближайшее время на рынке может появиться около 400 МВт СНЭ – проект в 200 МВт реализует ЧАО «Укргидроэнерго», остальное – частный бизнес.
Как сообщалось, 15 февраля Верховная Рада приняла закон о развитии установок сохранения энергии (законопроект №5436-д о внесении изменений в законодательство относительно систем накопления энергии).
Закон устанавливает правовую базу для развития систем накопления энергии, которые, по предложению энергокомитета Рады, теперь будут называться установками сохранения энергии. Согласно принятому законопроекту, установка сохранения энергии – это электроустановка, где происходит сохранение энергии, а ее оператор является участником рынка. Оператором установки, со своей стороны, может быть физическое или юридическое лицо, за исключением гидроаккумулирующих станций, осуществляющее деятельность по сохранению энергии с целью ее продажи и/или предоставления вспомогательных услуг и услуг балансирования.
Министерство энергетики после принятия закона отметило на своем сайте, что это обеспечит использование систем накопления энергии, сбалансирует работу энергосистемы, будет способствовать синхронизации украинской энергосистемы с ENTSO-Е, а также повысит стабильность электроснабжение для потребителей.
Среди преимуществ закона Минэнерго отметило внедрение для установок сохранения энергии льготных условий на оплату тарифа на передачу и диспетчеризацию, определяющихся их оплатой за разницу между отобранной и выданной в сеть э/э.
В то же время ЧАО «Укргидроэнерго» раскритиковало закон в части исключения им ГАЭС из определения оператора установок сохранения энергии, указав, что ГАЭС, не получая всех преимуществ оператора будут инвестиционно неконкурентными с другими видами СНЭ.В то же время ЧАО «Укргидроэнерго» раскритиковало закон в части исключения им ГАЭС из определения оператора установок сохранения энергии, указав, что ГАЭС, не получая всех преимуществ оператора будут инвестиционно неконкурентными с другими видами СНЭ.