13.9 C
Киев
Воскресенье, 2 октября, 2022

Водородное будущее логистики: перспективы в Украине и мире

Водород сегодня называют будущим энергетики. Экологически чистый, доступный и широко распространенный в природе – что может быть лучше для современной повестки дня сохранения окружающей среды? Ему прочат успех во всем мире и шансы заменить не только традиционное ископаемое топливо, но и стать надежной опорой альтернативным источникам, энергии солнца, ветра и тому подобное.

Развитие водородной экономики не обойдет государственные институты, бизнес и частные хозяйства. Одной из тех отраслей, которая уже сегодня испытывает на себе эту мировую тенденцию, является логистика. Трансформация охватывает инфраструктуру, транспорт и оказывает значительное влияние на принятие решений компаниями в сфере последних нескольких лет.

Бекграунд: водородный рынок в Украине и мире

Водородная стратегия – важная часть Европейского зеленого курса по достижению климатической нейтральности к 2050 году. Сейчас многие страны, среди которых мировые лидеры, например Германия и Франция, представляют собственные национальные водородные стратегии в рамках общеевропейской концепции. В ЕС создают механизмы генерации водорода через альтернативные источники энергии или даже из медицинских отходов, масок, как это делают в Великобритании.

В процессе трансформации мировое сообщество уделяет Украине большое внимание как, вероятно, будущему водородному хабу Европы. В рамках инициативы ЕС «Зеленый водород для Европейского Зеленого Курса 2×40 ГВт» отмечено, что 40 ГВт мощностей производства должны быть сосредоточены в ЕС и 40 ГВт в других странах, в частности, в Украине и Северной Африке.

Однако наше государство находится только на подготовительном этапе и пока не готово к масштабному внедрению водородной энергетики. Так, в конце 2021 года Украинский водородный совет совместно с Институтом возобновляемой энергетики НАН разработали и презентовали проект Водородной стратегии Украины, который предусматривает 3 постепенных этапа.

Как водородная трансформация влияет на логистику?

Логистика является одной из тех сфер, которая наиболее подвержена воздействию водородной трансформации. Для отрасли это означает обновление транспортного парка с помощью экологически чистых грузовиков, судов, поездов, работающих на новом топливе. Развитие инфраструктуры, которая обеспечит перевозчиков всем необходимым, например, заправочными станциями.

Также, конечно, водород можно рассмотреть с другой стороны – транспортировки и открытия нового широкого рынка перевозок. Ведь логистика возможна не только по трубопроводам, но и с помощью морского и сухопутного транспорта, в меньших объемах в специальных контейнерах.

Логистическая водородная инфраструктура: заправочные станции

За 2021 год в мире создали 142 водородные заправочные станции. Основное их количество сосредоточено на территории Азии. В частности, лидером является Япония, где всего сейчас построено 159. И не зря, ведь страна является одной из передовых в развитии водородных технологий. Активное участие в этом принимают компании Toshiba, Kawasaki и другие. В Европе инициативу представляют Daimler Truck AG и французская компания Total Energies, заключившие соглашение о создании водородной инфраструктуры для грузовиков на территории Европы: закупке водорода, обеспечении логистики поставок новейшего топлива, открытии заправочных станций, разработке и выпуске водородных грузовиков и т.д. Проект эффективен именно благодаря объединению усилий в производстве транспортных единиц и созданию соответствующей инфраструктуры для них, ведь первое без второго просто не будет функционировать и наоборот. Total Energies планирует построить к 2030 году около 150 водородных заправочных станций в странах Европы. А Daimler Truck к 2025 году – начать поставку водородных автомобилей.

Водородный транспорт: подробнее

Еще с 2020 года на территории Европы начались тестирование водородных грузовиков, что очень важно для сохранения климата. Ведь автомобильный транспорт остается одним из основных источников загрязнения в мире. Однако по прогнозам разных компаний, в частности, Daimler Trucks для полномасштабного внедрения водородных грузовиков требуется еще несколько лет. Пока речь идет только о тестовых запусках, как, например, это сделала норвежская оптово-торговая компания ASKO, которая внедрила перевозки пищевых продуктов автомобилями Scania на новейшем топливе. В то же время компании разработчики готовят новые модели грузовиков, совершенствуют их технические характеристики, устойчивость к погодным условиям, выносливость в перевозке различных габаритных грузов. Только после их доведения до должного уровня качества можно говорить о масштабном внедрении этого вида транспорта.

В мире также проектируют суда на водородном топливе, в частности в Италии и Японии, где обещают разработать технологию двигателя до 2025 года.

То же самое можно сказать и про водородный воздушный транспорт. Его уже рассматривают как важный элемент в достижении декарбонизации авиации к 2050 году. Об этом в начале 2022 года сообщил Международный совет по экологически чистой транспортировке в своем докладе с анализом перспектив самолетов, работающих на водородном топливе.

Водородное будущее логистики

На основании данных Всемирного банка транспорт генерирует 25% общего количества парниковых газов. Именно поэтому во избежание дальнейшего климатического кризиса зеро-карбон-фронт в транспорте уже начат и создана мировая стратегия сокращения выбросов CO2 до 2050 года. Запрет и полное замещение ДВС автомобилей – это только одно направление. Следующие – судоходство и авиация, которые планируют посредством взысканий углеродного сбора с перевозчиков стимулировать переход на использование «зеленых технологий» в соответствующих отраслях. Например, с 2027 года Совет Международной организации гражданской авиации (ICAO) будет взимать плату за CO2 с авиаперевозчиков, если объем их выбросов будет превышать показатели 2019 года. А с 2023 года планируется взимать углеродный сбор с морских перевозчиков – 2 дол. из каждой тонны потребленного мазута на основании обращения Международной палаты судоходства (ICS) в Международную морскую организацию (IMO) – структуру ООН, которая является глобальным регулятором судоходства.

H2Mobility

На фоне глобальной стратегии Украина не может стоять в стороне от общих мировых трендов, поэтому украинское правительство планирует и частично уже внедрило решение для дальнейшей декарбонизации транспорта в Украине. Один из решительных шагов – это замена общественного транспорта электрическим к 2030 году. Также в Мининфраструктуры хотят законодательно запретить ввоз новых и подержанных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания: с 2027 года – ввоз и регистрацию подержанных автомобилей с дизельным ДВС, а с 2030 года – бензиновых и новых дизельных автомобилей. Поскольку прямую альтернативу ДВС транспорта составляют только электро и водородные двигатели, эти шаги однозначно станут толчком для дальнейшего развития соответствующей логистики. На первый взгляд оба концепта зеленой логистики будут только дополнять друг друга: электро – на коротких расстояниях, а водородный транспорт – на больших.

Что касается создания соответствующих инфраструктур в Украине, то это только вопрос времени. Уже во втором полугодии 2022 планируется строительство и ввод в эксплуатацию первой в нашем государстве водородной АЗС по данным Энергетической ассоциации «Украинский водородный совет». Поскольку технология выработки водородного топлива не сверхсложная, а требует только тока для электролиза, то АЗС будут сами генерировать топливо в дальнейшем. Это упростит быстрое строительство сетки водородных станций в зависимости от потребностей рынка. Понятно, что основным вопросом постепенного внедрения зеленых технологий, а именно перехода на использование автотранспорта с водородным ресурсом станут инвестиции в переоснащение парков, прежде всего грузовых автомобилей. Инструмент стимулирования выбора инвестиций в пользу зеленой логистики, это налог на выбросы CO2, который со временем будет расти до среднеевропейского уровня 60-80 евро/тонну и ускорит тренд перехода на чистые от выбросов технологии.

Мировые логистические провайдеры уже строят свои долгосрочные стратегии по сокращению выбросов, разрабатывают программы и пути их достижения. Например, одной из глобальных целей группы GEFCO является сокращение выбросов, генерируемых в процессе транспортной деятельности с 2021 по 2030 год на 30%, до уровня 29 г CO2/тонн.км в подавляющем большинстве благодаря использованию различных видов экологического топлива по сравнению с дизелем, среди которых сжижен газ, водород, биодизель и электричество. Инфраструктура площадок для хранения готовых авто с 2021 года уже полностью адаптирована для логистических операций с электромобилями, а в дальнейшем наряду с распространением водородной логистики будут рассмотрены и другие инвестиционные проекты для оснащения заправочными станциями.

Сейчас правительствам, компаниям и каждому человеку в мире важно двигаться в темпе развития технологий и шагать в ногу со временем.

Related Articles

Последние материалы