6.1 C
Киев
Пятница, 19 апреля, 2024

«Эко-инфляция» создаст новые риски и возможности для бизнеса

Автор: Эллиот Смит для CNBC

Инфляционные риски, вызванные правительственными и корпоративными стремлениями к достижению климатической нейтральности, коснутся не только цен на энергоносители, считает главный стратег Principal Global Investors Сима Ша.

Риски «гринфляции» — рост цен на энергоносители и потребительских затрат как следствие глобальных процессов энергоперехода — уже известны и задокументированы. Однако Сима Ша в своей аналитической записке, опубликованной по итогам климатического саммита COP26, утверждает, что «некоторые инвесторы все еще потенциально недооценивают те темпы, с которыми компании из всех отраслей внедряют экологические факторы в свои бизнес-модели (и растущие затраты на это)».

Она выделяет четыре несопоставимых фактора, которые будут все сильнее повышать издержки ведения более экологичного бизнеса – так называемая экологическая инфляция или эко-инфляция.

Система торговли квотами на выбросы в Европейском союзе (EU ETS) требует от энергокомпаний, промышленников и авиакомпаний платить за каждую тонну диоксида углерода, выброшенную в атмосферу. Тем не менее ЕС выдает бесплатные квоты некоторым отраслям, чтобы дать им возможность конкурировать с крупными международными компаниями, которые не подпадают под «углеродный налог» в своих странах.

Бесплатные разрешения для крупнейших загрязняющих отраслей будут выводиться из оборота с 2026 года. Вместе с тем ЕС сократит количество разрешений, выдаваемых другим секторам. Европейские сталелитейные предприятия могут потерять 60% своей прибыли, если их вынудят платить, дабы компенсировать объем выбросов, отмечают в Lazard.

Более того, согласно недавнему исследованию Университетского колледжа Лондона, к 2030 году затраты компаний на компенсацию выбросов углекислого газа возрастут в 10 раз, поскольку спрос будет лавинообразно расти, а избыток предложения – сокращаться.

Ужесточение климатических санкций

Сима Ша также указывает, что следует ожидать ужесточения штрафных мер для компаний, которые не соответствуют целевым климатическим показателям ООН.

«Трекер MSCI Net Zero Tracker, анализирующий коллективный прогресс в выполнении котирующимися компаниями климатических целей, недавно показал, что эти компании могут спровоцировать рост мировой температуры на целых 3°C (что намного больше целевых 1,5°C, закрепленных в Парижском соглашении по климату), и что многие до сих пор скрывают важную информацию об их выбросах», – отмечает Ша.

В мае Royal Dutch Shell стала первой компанией, которую в законном порядке обязали привести свою политику в соответствие с Парижским соглашением: Гаагский окружной суд постановил, что к 2030 году компания должна сократить свои вредные выбросы на 45%.

«Поскольку обязательства правительств по всему миру по достижению целевых показателей Парижского соглашения тоже стали объектом повышенного внимания, вероятно, очень скоро регуляторы начнут применять более жесткие меры наказания», – пишет Ша.

Третьим источником давления являются ценные трудовые ресурсы: теперь во всех секторах ищут сотрудников с «зеленым» набором навыков. При этом Ша отмечает, что это также скажется на доходах компании. Она указывает на недавно разработанное моделирование британского центра исследований занятости Onward, которое констатирует, что на новых рабочих местах, созданных для внедрения инициатив по сокращению выбросов, предлагают зарплату на 18% выше, чем в среднем по Великобритании.

В Великобритании зарегистрировано 1,1 млн вакансий за три летних месяца 2021 года, что стало наивысшим показателем за последние 40 лет. Тем временем уровень безработицы упал до 4,5%. Это говорит о значительном скоращении рынке труда. Вместе с тем правительство пообещало создать 440 тыс. высокооплачиваемых «зеленых» рабочих мест к 2030 году.

Для достижения национальных целевых показателей компаниям придется разместить эти вакансии и принять на работу высококвалифицированных специалистов, дабы обеспечить высокое качество данных и отчетности по устойчивому развитию.

«Наконец, есть все основания считать, что по мере “озеленения” бизнес-моделей инвестиции в технологии и затраты на НИОКР повысятся по всем направлениям, – добавляет Ша. – Потребуются постоянные инновации, возрастет стоимость ведения бизнеса в экологически сознательном мире».

Как инвесторам заработать на этом?

Чтобы выстоять во времена эко-инфляции, Ша рекомендует инвесторам поддержать бизнес-франшизы так называемых голубых фишек, т.е. компании, которые могут «гибко менять свои цены, а не тащить повышенные затраты на себе».

«К примеру, продавцы товаров роскоши могут корректировать цены в сторону повышения, не слишком жертвуя клиентами, – продолжает она. – Компании с высокой доходностью и долей на рынке обладают большими возможностями ценообразования и могут взять этот метод на вооружение, чтобы защитить свою рентабельность, не рискуя при этом потерять долю на рынке на радость конкурентам».

Ценные бумаги компаний вроде Facebook, Amazon, Apple, Netflix, Google тоже должны неплохо себя показать благодаря своей относительной стабильности, тогда как традиционные предприятия, оказывающие коммунальные услуги, могут испытывать трудности из-за повышения цен на энергоносители.

Если же говорить о географии, то Ша убеждена, что у США (по сравнению с Европой) больше шансов выстоять в условиях инфляционного шока, вызванного повышением цен на энергоресурсы.

«США самодостаточны в плане энергетики, у потребителей есть значительные избыточные сбережения, чтобы покрыть повышение цен, – говорит она. – Европа же, напротив, больше подвержена рискам как крупный импортер энергоресурсов. Это еще один фактор, который, вероятно, в ближайшие месяцы приведет к опережающей доходности акций США по сравнению с Европой».

И наконец, Principal Global Investors склоняется к тому, что акции роста превзойдут свою внутреннюю стоимость, а повышение капитальных затрат коснется инвесторов, ведь «зеленый» переход может урезать им дивиденды.

«Повышение затрат на инновации сулит сокращение средств на балансе для выплат. Пока компании пытаются “озеленить” свои бизнес-модели, инвесторы могут увидеть больше возможностей в развивающихся секторах, чем в традиционных», – заключила Ша.

Related Articles

Последние материалы