Если постараться описать 2021 год одним словом, то можно употребить банальное «неоднозначный»: он был лучше, чем предыдущий, но хуже, чем ожидалось. Впрочем, в контексте борьбы с изменением климата этот год принес немало достижений. Сотни компаний и десятки стран по всему миру объявили о планах достичь климатической нейтральности с ориентиром в среднем на 2050 год. Кто-то раньше, кто-то позже, но все же отсчет пошел.
Украина тоже не осталась в стороне: согласно Обновленному национально определяемому взносу в Парижское соглашение по климату (НОВ2), который был принят в июле, мы обязались сократить выбросы парниковых газов на 65% к 2030 году (от уровня 1990 года) и достичь климатической нейтральности не позже 2060 года. НОВ2 стал первым комплексным климатическим документом в нашей стране – он представляет собой не только цель, но и, по сути, стратегию декарбонизации Украины до 2030 года.
Минэкологии с помощью международных партнеров подготовило аналитический отчет о том, как Украине необходимо сокращать выбросы по секторам, какие меры нужно внедрять и сколько это будет стоить. Green Deal в партнерстве с представительством ЕС в Украине в рамках коммуникационной кампании «Открываем зеленый потенциал вместе» ознакомился с отчетом и подготовил обзорный материал на его основе. По возможности кратко и по существу.
Энергетика
(в 2018 году на сектор пришлось 99 млн тонн выбросов СО2)
Наиболее углеродоемкой сферой экономики традиционно выступает энергетический сектор. Не только в Украине, но и по всему миру. Очевидно, что большее внимание должно быть уделено сокращению выбросов именно в энергетике. Согласно НОВ2, к 2030 году выбросы в сферах производства электроэнергии и тепла должны снизиться примерно на 26% от уровня 2019 года и на 75% от уровня 1990 года.
В отчете представлены прогнозные сценарии энергобаланса страны на конец десятилетия. Так, в секторе электроэнергетики намечаются определенные структурные изменения.
— С учетом роста спроса на электроэнергию на 30% в течение текущего десятилетия валовая электрогенерация должна возрасти к 2030 году до 190 ТВт-ч;
— Главной опорой энергетики по-прежнему останется атомная генерация, на которую будет приходиться 47% общей выработки. Несмотря на то что ее доля сократится на 8 п.п. за 10 лет. При этом в отчете отмечается, что результаты моделирования не демонстрируют необходимость введения дополнительных атомных мощностей к 2030 году, а достройка 3-го и 4-го энергоблоков Хмельницкой АЭС экономически нецелесообразна;
— На ветряные и солнечные мощности будет приходиться порядка 22% в электромиксе страны, а угольная генерация должна существенно уступить возобновляемым источникам энергии (ВИЭ).
Анализируя выбросы в секторе теплоэнергетики, авторы отчета первым делом указывают, что спрос на тепло в Украине к 2030 году возрастет на 30% по сравнению с 2018 годом из-за незначительных темпов термомодернизации строений и «постоянного экономического роста». Однако, благодаря модернизации теплогенерирующих мощностей и увеличению производства тепла на основе сжигания биомассы, в НОВ2 прогнозируется общее сокращение выбросов парниковых газов в секторе теплоэнергетики.
«Сегодня около 90% топлива на ТЭЦ и порядка 80% на ТЭС – ископаемое топливо (уголь и газ). В целях декарбонизации Украина должна увеличить использование биомассы, а также биоэнергетические возможности сельскохозяйственного сектора и сектора отходов, – говорится в отчете. – Для достижения цели по сокращению выбросов в этом секторе доля ВИЭ на ТЭЦ должна увеличиться с 14% до примерно 18% к 2030 году с абсолютным увеличением теплогенерации на основе биотоплива на 30% (до 6 ТВт-ч в 2030 году)».
Поставка энергоресурсов
(в 2018 году на сектор пришлось 46 млн тонн выбросов СО2)
Сфера поставки энергоресурсов выделяется отдельно, дабы уделить особое внимание выбросам парниковых газов (ПГ), которые имеют место при добыче, обработке, транспортировке и хранении газа, угля или нефти. Авторы утверждают, что в 2019 году выбросы ПГ от потерь энергоресурсов при поставке составили целых 20% всех выбросов в Украине, большая часть (65%) которых приходится на выбросы метана на этапе добычи (20%) и транспортировки (50%). Разумеется, речь идет не только о пагубном влиянии на климат, но и о потерях природного газа, с недавних пор «драгоценного».
«С целью повышения эффективности поставки природного газа и уменьшения его утечек на всех этапах инфраструктура транспортировки и поставок природного газа будет модернизирована. Украина планирует снизить потери природного газа при транспортировке на 80% в сравнении с 2015 годом», — говорится в отчете.
Достаточно амбициозная цель, но удастся ли справиться с секторальным вызовами?
«В прошлом сектор природного газа страдал из-за отсутствия инвестиций и низких тарифов, которые не покрывали затраты. В итоге 60% газовых сетей в Украине изношены, потому потери при транспортировке и распределении очень высокие в сравнении с европейскими стандартами. Несмотря на то, что государственный энергетический регулятор внедрил более благоприятный режим для распределительных компаний, при этом, однако, отсутствуют правовая определенность, пересмотренные тарифы и доступ к международным финансам, а ограниченные стимулы для инвестиций все еще сдерживают модернизацию сектора поставки энергоресурсов», — уверены авторы.
Промышленность
(в 2018 году на сектор пришлось 75 млн тонн выбросов СО2)
Вокруг промышленного сектора шли, по-видимому, наиболее оживленные дискуссии, ведь это одна из важнейших сфер экономики. В итоге стейкхолдеры пришли к выводу, что выбросы промышленности не уменьшатся, а возрастут – на 16% к 2030 году от уровня 2019 года. Это, как отмечается, обусловлено ежегодным прогнозным ростом ВВП Украины на уровне 3,8% до 2030 года. Кроме того, забегая наперед, промышленности необходим колоссальный объем инвестиций в рамках НОВ2 – EUR37 млрд в течение 2021-2030 гг. – для недопущения роста выбросов сверх 16%.
Основными направлениями декарбонизации являются электрификация производственных процессов наряду со снижением сжигания ископаемого топлива на месте и повышение энергоэффективности в промышленности. При этом в тексте акцент на повышении энергоэффективности делается трижды: нужно улучшать эффективность использования энергии в производственных процессах на 1,5% ежегодно, призывают авторы.
Транспорт
(в 2018 году на сектор пришлось 35 млн тонн выбросов СО2)
Сфера транспорта вслед за промышленностью должна продемонстрировать рост выбросов СО2, главным образом из-за роста ВВП и увеличения количества автомобилей на дорогах страны. При условии роста украинской экономики на уровне более 3% в год количество автомобилей будет увеличиваться примерно на 3% ежегодно, прогнозируют эксперты. Таким образом, если в 2020 году в Украине насчитывалось около 7 млн автомобилей, то в 2030 году их станет порядка 9,3 млн.
При этом около 90% украинского автопарка в 2030 году будут занимать устаревшие модели. В то же время авторы достаточно пессимистично оценивают долю электромобилей в автопарке легковых автомобилей к концу десятилетия – на уровне 3% от общего количества. В результате совокупные выбросы автотранспорта возрастут на 21%. Но и нельзя сказать, что мы не пытались быть более амбициозными: авторы Транспортной стратегии Украины вообще надеются, что 50% украинского автотранспорта к 2030 году будет работать на ВИЭ.
Авторы НОВ2 ожидают, что выбросы ПГ от всех видов транспорта возрастут не более чем на 15% к 2030 году по сравнению с 2018-м.
Сельское хозяйство
(в 2018 году на сектор пришлось 44,2 млн тонн выбросов СО2)
Следующий претендент на рост выбросов – сельское хозяйство. Незначительно, но все же возрастут выбросы СО2 в этом секторе до 44,5 млн тонн.
Вместе с тем в НОВ2 отмечается, что деятельность в сельском хозяйстве обладает значительным потенциалом для сокращения выбросов и поглощения СО2 вследствие внедрения устойчивых сельскохозяйственных практик, которые позволят удерживать диоксид углерода в грунтах. По-видимому, речь идет о так называемом углеродном земледелии.
Авторы также указывают, что выбросы от животноводства (из-за отходов животных) будут продолжать сокращаться ввиду улучшения практик управления отходами и дальнейшего развития технологий производства биогаза из отходов животных.
Строения
(в 2018 году на сектор пришлось 28 млн тонн выбросов СО2 – только от зданий, неподключенных к центральной системе отопления)
Вопрос сокращения энергопотребления жилыми и нежилыми зданиями в последнее время стал очень актуальным на фоне энергокризиса и высоких цен на газ. Мало того, сам президент Владимир Зеленский в ноябре анонсировал программу термомодернизации, которая стартует в следующем году и предусматривает утепление 5 тыс. многоквартирных домов, а также повышение энергоэффективности бюджетных и коммунальных учреждений. Разумеется, Офис президента обеспокоен вопросами энергобезопасности, а не проблемой выбросов, но в результате термодернизации потребление газа сокращается примерно на 30-40%, что, в свою очередь, помогает существенно сократить парниковые выбросы.
Авторы НОВ2 указывают, что, естественно, считать «сэкономленные» выбросы в секторе зданий с центральным отоплением будут энергетики, при этом для автономных строений, где ископаемое топливо используется в бытовых целых, прогнозируется сокращение выбросов на 10% от уровня 2019 года и на 81% по сравнению с 1990 годом. В частости, за счет мер по энергоэффективности и замещения ископаемых энергоносителей возобновляемыми источниками энергии.
Землепользование и лесное хозяйство
(в 2018 году на сектор пришлось 3 млн тонн выбросов СО2)
Выбросы в данной сфере исторически были отрицательными за счет низких выбросов от пашни и поглощения СО2 лесным фондом. Объемы поглощения выбросов ПГ лесным фондом по сравнению с 1990 годом уменьшились всего на 8%, тогда как выбросы от пашни возросли с 31,3 млн тонн до 50 млн тонн в 2019 году. Цель НОВ2 состоит в том, чтобы сократить совокупные выбросы в секторе на 9,4% и достичь поглощения на уровне 9 млн тонн СО2.
Для реализации этой цели правительство запланировало увеличить долю лесных площадей с сегодняшних 15,9% до 18%, а работающие «на земле» должны применять более устойчивые практики хозяйствования.
Отходы
(в 2018 году на сектор пришлось 12,2 млн тонн выбросов СО2)
Главным источников выбросов в секторе являются мусорные свалки, а выделяемый парниковых газ – метан – способен нагревать Землю в 80 раз быстрее, чем СО2. Примечательно, что несмотря на все наши усилия по развитию сферы переработки отходов к 2030 году уровень выбросов будет таким же, как и в 1990 году. Тут мы выходим в ноль.
Сколько все это будет стоить?
Теперь о самом главном… Наверняка, уже многие слышали цифру, которую не раз озвучивали в правительстве: Украине необходимо EUR102 млрд реализации НОВ2. А вот более детальные расчеты:
Авторы указывают, что финансирование НОВ2 должно включать объединение внутренних бюджетных ассигнований, частного сектора (отечественного и иностранного), двусторонних и многосторонних финансовых механизмов и помощи в развитии.
Справимся ли?
В заключение стоит вернуться к тому, с чего начинали. Показатель сокращения выбросов на 65% к 2030 году был получен исходя из расчета, что в 1990 году выбросы Украины с учетом землепользования и лесоводства составили 884 млн тонн. При этом в 2019 году, согласно проекту Национального кадастра антропогенных выбросов за 1990-2019 годы, выбросы CO2 составили 332 млн тонн – 37,6% от уровня 1990 года.
Таким образом, учитывая, что последние 30 лет выбросы в Украине лишь сокращались вследствие снижения экономической активности, то даже с учетом роста ВВП в течение текущего десятилетия трудно предположить, что НОВ2 невыполним и что именно EUR102 млрд необходимы для его реализации.
С другой стороны, можно с уверенностью сказать, что успех НОВ2 будет зависеть от динамики трансформаций в энергетическом секторе. Именно в энергетике поставлены наиболее амбициозные цели и именно этот сектор наиболее неустойчив на фоне внутренних и внешних рисков. По мере того как это все больше осознают на самом высоком уровне, есть вероятность, что здесь Украина будет активно развивать свой «зеленый» потенциал.