26.5 C
Киев
Воскресенье, 8 сентября, 2024

Механизм CBAM на жесткие выбросы углерода в ЕС может разрушить ряд меткомпаний Украины из-за ее неготовности в условиях войны — эксперты

Украинские металлургические предприятия жизненно нуждаются в поставках металлопродукции в ЕС, однако в случае вступления в силу в 2026 году механизма углеродной корректировки импорта Евросоюза (CBAM) это обернется катастрофой для ряда компаний из-за невозможности быстро провести экореформы в условиях войны, считает издание PolitikoPro (politicopro.com).

При этом отмечается, что в европейской политике назревает противоречие – желание поддержать Украину и возможность сокращения поставок продукции из страны в ЕС из-за ужесточенных требований по CBAM.

«Поскольку Европейский Союз обещает финансировать военные усилия Украины независимо от того, сколько времени это займет, он также стремительно продвигается вперед с новым торговым законом, который истощит разрушенную войной экономику Киева, если он будет полностью принят», — констатирует издание.

При этом поясняется, что рассматриваемая мера представляет собой ожидаемый налог, который ЕС уже давно разрабатывает для некоторых видов импорта с высоким содержанием углерода, таких как железо и сталь. В результате налог заставит компании ЕС платить надбавку, если эти товары поступают из стран со слабыми экологическими правилами.

«Есть надежда, что налог сохранит конкурентоспособность европейских производителей, учитывая затраты, которые они уже несут, соблюдая относительно строгие климатические правила блока. Эта мера предоставляет торговым партнерам ЕС, загрязняющим окружающую среду, выбор: найти новых покупателей, снизить выбросы углекислого газа или смириться с потерянными доходами. Украина не обязательно может иметь такую роскошь», — подчеркивается в статье.

В материале приводится пример крупнейшего в Украине Криворожского горно-металлургического комбината «ArcelorMittal Кривой Рог» (АМКР, Днепропетровская обл.), который недостаточно модернизирован под требования CBAM.

В свою очередь, в середине 2022 года министр защиты окружающей среды и природных ресурсов Руслан Стрелец в интервью агентству «Интерфакс-Украина» сообщал, что Украина находится в постоянном диалоге с Еврокомиссией по поводу влияния начатой Россией войны на экологию и возможностей украинской стороны по защите окружающей среды и, в частности, говорил о планах обсудить отдельные правила участия в механизме углеродной корректировки импорта Евросоюза (CBAM).

В начале 2022 года Национальный банк Украины (НБУ) оценивал потенциальное сокращение доходов от реализации экспортной продукции, подпадающей под действие CBAM, на уровне $100 млн ежегодно с 2026 года — такие оценки приводились в ежеквартальном инфляционном отчете НБУ.

В НБУ подчеркивали, что «львиную» долю ущерба понесут украинские экспортеры углеродоемкой металлургической продукции в ЕС ($30-50 млн в год).

Действие CBAM в предложенной Еврокомиссией редакции будет распространяться на импорт удобрений, электроэнергии, продукции цементной промышленности и металлургии (железо, сталь, алюминий). Это, как отмечали в ЕК, секторы с наибольшими выбросами углекислого газа.

Вместе с тем, ряд украинских компаний заявляли о готовности работать в условиях CBAM. В частности, «Интерпайп» заявляет, что уже сейчас его производство соответствует самым жестким европейским экологическим нормам, что компания готова к внедрению «углеродного» налога в ЕС — CBAM.

Кроме того, генеральный директор группы «Метинвест» Юрий Рыженков в середине 2023 года заявил о конкурентном преимуществе украинской металлургии в рамках реализации проекта «зеленая» металлургия, и что это шанс для Украины правильно интегрировать собственную экономику в экономику ЕС. При этом, касаясь темы CBAM (механизм трансграничного углеродного регулирования — Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM – ИФ-У), Рыженков констатировал, что механизм еще не заработал, и государство еще находится в диалоге с Еврокомиссией. Есть некоторые аспекты, в которых европейцы идут навстречу и дают либо большие сроки, либо некоторые товары не попадают в первую очередь CBAM.

«Мы продолжим эту дискуссию, она будет зависеть от интеграции Украины в ЕС. Потому что простейшей интеграцией Украины была бы интеграция государства в европейскую систему торговли выбросами ETS. И тогда никакого CBAM быть не может. То есть мы будем работать так, как работают все европейские металлурги. И я думаю, что, вероятнее всего, все пойдет по этому пути. Это проще, чем делать CBAM, особенно для страны, присоединяющейся к ЕС. Тогда уж лучше присоединить его к системе торговли выбросами», — полагает руководитель компании.

Related Articles

Последние материалы