0.4 C
Киев
Воскресенье, 8 декабря, 2024

Невидимая рука рынка или как не упустить очередную возможность прорыва?

Украинская энергосистема за последние пару лет пережила небывалый стресс, связанный с переходом на новые правила игры и приближающейся необходимостью обновлять всю энергосистему — начиная с генерации и заканчивая новой инфраструктурой. 

Отдельно стоит отметить значительное количество обязательств Украины по климатическим целям и рыночным реформам в рамках Парижского соглашения по климату и Соглашения об Ассоциации с ЕС.

Спустя 30 лет после падения экономики и устаревания всех активов советское наследие скорее стало уже не приносить благо, а тяжело «давить на шею» с точки зрения стоимости обслуживания развитой системы и ее большого износа.

Стоит отметить, что строить новую энергосистему, когда у тебя постоянно падает объем потребления, а значит и объем средств на рынке, практически невозможно, особенно учитывая, что падает потребление промышленностью и бизнесом, а доля электроэнергии, которая потребляется населением по льготному тарифу, наоборот, растет.

Сейчас многое меняется как на глобальному уровне, непременно влияя на Украину, так и внутри страны. Так, тенденция сокращения потребления электроэнергии меняется в противоположную сторону и все идет к тому, что объем потребления электроэнергии будет расти. Ключевой глобальный тренд — это электрификация разных сфер жизнедеятельности и производственных процессов. Для того, чтобы экономика оставалась конкурентоспособной, необходимо снижать углеродный след продукции за счет перехода на использование более чистого энергоресурса в производстве, транспорте и тд.

На глобальном рынке капитала формируется значительная часть климатических финансов, которые на довольно выгодных условиях направляются на финансирование проектов энергоэффективности, развитие новых «зеленых» мощностей, в инфраструктуру. Украина пока стоит в стороне от такого капитала, за исключением инвесторов в возобновляемые источники энергии (ВИЭ), которые привлекали на внешнем рынке финансирование для развития своих проектов в Украине.

ЕС ставки НДС
Источник: EY

На фоне попыток отказа от угля – природный газ, который имеет углеродный след вдвое меньше, чем уголь, становится ключевым переходным ресурсом, а цена на него формируется не только рынком, но и геополитикой. При этом Украина является импортером газа, но с потенциалом наращивания собственной добычи. 

Отдельно стоит учитывать, что закрытие угольных шахт и тепловой генерации приведет к серьезным социально-экономическим последствиям, с которыми государству придётся столкнуться.

Украинская экономика будет расти следующие 10 лет, поскольку необходима модернизация всех мощностей, инфраструктуры, новых домов, что и формирует значительный спрос на внутреннем рынке в сфере металлургии, цементной отрасли и тд. Рост потребления электроэнергии составит порядка 25% в следующие 10 лет в силу вышеуказанных факторов, что и формирует потребность в развитии новых мощностей электрогенерации.

Вывод из эксплуатации старых мощностей уже близок. Это касается тепловых блоков, многие из которых будут закрыты в ближайшие 5-10 лет (в рамках НПСВ), что формирует потребность в обеспечении городов теплом, а также быстрого покрытия дефицита энергии на рынке.

Следовательно, необходимо инвестировать в развитие новых мощностей, а значит уже сейчас должна вестись работа по привлечению инвестора.

Действительно, государство может проинвестировать в развитие атомной генерации: выделить $1,5 млрд на достройку 3-го энергоблока Хмельницкой атомной электростанции (ХАЕС), а также найти средства для постройки 5 и 6-го энергоблоков ХАЕС. С другой стороны, для работы с тепловой генерацией в контексте модернизации и использовании технологий улавливания углерода, развития балансирующих мощностей, увеличения ветровой генерации на 3-7 ГВт, нужно привлекать инвестора. Речь идет о более чем $20 млрд инвестиций в следующие 10 лет для модернизации мощностей, а также постройки новых.

На данный момент мощности ВИЭ работают в рамках зеленого тарифа, но в среднесрочной перспективе они уже смогут конкурировать в рамках свободного рынка, и инвестор уже рассчитывает на прозрачный и понятный рынок, а не на зеленый тариф. Тем не менее сегодня государство выкупает зеленую электроэнергию у производителей и это единственный источник доходов для них. Большинство из них закредитованы в украинских или иностранных банках и находились на грани дефолта в 2020 году.

Поведение государства сегодня – это доступность и стоимость капитала, который бизнес сможет привлечь для новых проектов.

Подписание в 2020 году многострадального меморандума с производителями электроэнергии из ВИЭ дало надежду на то, что обязательства будут выполнены.

Однако недавняя блокировки средств на счетах Ощадбанка – еще один негативный сигнал как для бизнеса, так и инвестора. Сразу после выхода новостей относительно блокировки денег облигации компаний стали торговаться дешевле номинала, и какой-то спекулянт мог неплохо заработать на них.

Украину на фондовом рынке и так знают не с лучшей стороны, учитывая относительно недавний кейс агрохолдинга “Мрия” и постоянные «качели» в 2015-2016 гг. с преддефолтным состоянием по евробондам. Нынешняя ситуация с «зелеными» — это еще один минус к инвестиционной репутации Украины.

Все это грозит тем, что бизнес и иностранные инвесторы просто не будут инвестировать в долгосрочные проекты. Это касается как добычи газа, так и постройки новых объектов промышленности, реализации энергетических проектов. Любой из этих проектов имеет очень длинный срок окупаемости. Например, первый газ из скважины пойдет как минимум черед год после получения лицензии, а окупаемость проектов генерации электроэнергии составляет от 5-15 лет в зависимости от вида генерации. Окупаемость считается исходя из прогнозируемых условий на рынке, и, учитывая постоянно меняющееся регулирование энергетического сектора, прогнозировать окупаемость проекта невозможно.

Когда инвестор заходит в страну, то изначально «прощупывает» рынок небольшими инвестициями и только после этого начинает полноценные масштабные проекты. В случае с Украиной инвестор уходит, поскольку так и не может адаптироваться к внутренним условиям.

Задача государства заключается в создании условий, которые убедят инвестора, что Украина — это безопасная страна для инвестиций. Инвесторы и бизнес ждут установления порядка и последовательности в отношении развития каждого из векторов страны, чтобы не возникало разночтений у следующего поколения чиновников и политиков в отношении того, какой вид генерации в приоритете, какие производства мы развиваем в Украине, можем мы добывать газ или нет и тд. Именно постоянные сомнения и отсутствие консенсуса оставляет нас стоять на месте, а не действовать.

Верхнеуровневый консенсус был установлен в рамках Национальной экономической стратегии, но очевидно, что пока нет установленного порядка в отношении «красных линий», которые пересекать нельзя. А именно: соблюдение международных обязательств, защита прав граждан, бизнеса и инвестора, проведение структурных реформ, независимость контролирующих органов, прозрачность процессов государственного управления, недобросовестное использование экономических стимулов, высокий кредитный рейтинг государства.

Вызов, который реально стоит перед государством, и на котором государство должно фокусироваться, — это необходимость адаптироваться к изменениям, которые неминуемы и «хватать» возможности, которые проходят мимо. Такими направлениями должны быть:

  1. Локализация производства. На мой взгляд более целесообразным является работа над тем, чтобы обеспечить частичную локализацию производства новых мощностей. А именно: работа Турбоатома по постройке новых блоков Энергоатома совместно с Westinghouse, установка ветровой генерации в Украине и тд.
  2. Трансформация угольных регионов. В тех регионах нет ничего, что могло бы создать такое количество работы, как дают сегодня угольные шахты и тепловые станции. Одной из перспективных идей является размещение индустриальных парков на территории закрытых мощностей, поскольку там развита инфраструктура для производства.
  3. Мобилизация капитала. Повышение эффективности администрирования экологического налога и его эффективное использование позволят повысить темпы реализации энергоэффективных проектов на уровне местного самоуправления. Запуск эффективного фонда, который будет финансировать проекты по декарбонизации, позволит сформировать хорошие проекты и выйти с ними на переговоры с международными климатическими фондами и фондами ЕС. Помимо этого, Украина должна максимизировать потенциал использования европейских фондов, направленных на исследование новых технологий (в том числе водородных), а также на запуск пилотных проектов.

Related Articles

Последние материалы