Автор: Оксана Холоденко для РБК Pro
Глобальный рынок электромобилей растет двузначными темпами. В настоящее время, несмотря на текущую ситуацию на фондовом рынке, перспективы этого направления достаточно широкие. На какие компании стоит обратить внимание на фоне растущего спроса на электрокары?
Согласно прогнозу Meticulousresearch, к 2028 году глобальный рынок электромобилей может достичь $1,9 трлн. Это подразумевает ежегодный прирост на 37,1%. Поддерживающие государственные политики, растущая обеспокоенность защитой окружающей среды, снижение цен на аккумуляторы — ключевые факторы развития рынка электромобилей.
- Локальный фактор риска, который частично уже пройден, — пандемия коронавируса.
- Точки роста — развитие технологий беспилотника, китайское направление.
Акции компаний, относящихся к рынку электромобилей, за несколько лет успели взлететь и откорректироваться. Наблюдалась повышенная волатильность. Давайте посмотрим на нынешнее состояние и перспективы нескольких ценных бумаг сегмента.
Первопроходец — Tesla
Лидер и один из первопроходцев на рынке электромобилей. Доля компании на американском рынке составляет 2,3%. Этот год грозит появлением реальных конкурентов: традиционный автопром намерен выпустить новые модели электромобилей, китайские компании намерены соревноваться с Tesla в плане демографии. В 2021 году размер поставок составил 936 тыс. по сравнению с 368 тыс. в 2019 году. С 2020 года по максимум 2021 года акции Tesla выросли более, чем на 1000%.
Капитализация компании в определенный момент превысила $1 трлн. Бумаги достаточно волатильны — показатель бета равен 2. При росте S&P 500 на 1 акции Tesla растут на 2. Прогноз Refinitiv предполагает увеличение прибыли на акцию (EPS) на 103% в ближайшие 12 месяцев, на 79% — в ближайшие пять лет в среднем в год. Tesla уже производит четыре модели электромобилей — два седана и два кроссовера. На 2023 год запланирован выпуск еще одного кроссовера и суперэлектромобиля.
Вдогонку — General Motors
Лидер американского автопрома в целом. Рыночная доля GM составляет 15,2%. Второе и третье место у Toyota (15,1%) и Ford (12,6%). General Motors планирует стать лидером традиционного автопрома в переходе на электромобили. Цель — удвоить продажи к 2030 году. GM намерена до 2025 года потратить около $35 млрд на модернизацию сборочных линий и производство аккумуляторов.
Планируется запуск 30 новых моделей электрических авто. К 2030 году выручка от электромобильного сегмента должна вырасти с $10 млрд до $90 млрд. Прогноз Refinitiv предполагает увеличение выручки на 17% в ближайшие 12 месяцев и рост EPS на 15,5% в ближайшие пять лет в среднем в год. Акции GM торгуются с около 30% дисконтом к консенсус-таргету аналитиков.
Китайское чудо — Li Auto
Один из крупнейших производителей гибридных электромобилей в КНР. Продукция Li Auto относится к «умному» премиальному сегменту. Она была запущена в 2019 году и пользовалась повышенным спросом. Сейчас компания предлагает только одну флагманскую модель — LI One, но планирует представить две новые к 2023 году. LI Auto планирует построить новый завод в Пекине. Цель — расширить производственные мощности и открыть больше выставочных залов в торговых центрах китайских городов.
Квартальная выручка компании в третьем квартале выросла на 210% (г/г) и достигла 7,78 млрд юаней ($1,21 млрд). Чистый убыток составил 21,5 млн юаней ($3,3 млн). Прогноз Refinitiv предполагает увеличение EPS на 99,2% и выручки на 143,8% в ближайшие 12 месяцев. Это заметно превышает медианные значения по группе сопоставимых компаний и в целом выше их показателей. Акции LI торгуются с примерно 40% дисконтом к консенсус-таргету аналитиков.
Важная компонента — Albemarle Corporation
Albemarle — предприятие N1 в производстве лития. Литий широко применяется в производстве аккумуляторов для электромобилей. Согласно прогнозу Deloitte, к 2030 году спрос на литий увеличится минимум в два раза. Согласно отчету Геологической службы США, на батареи приходится около 70% мирового потребления лития. Один из крупнейших заказчиков компании — Panasonic, который поставляет аккумуляторные батареи производителям EV.
Albemarle обладает сравнительно низкой долговой нагрузкой и генерирует позитивные операционные денежные потоки. Это позволяет компании инвестировать в новые проекты. Один из них — удвоение производства в Неваде до 2025 года. Прогноз Refinitiv предполагает увеличение EPS на 54,2% в ближайшие 12 месяцев.
Подводя итоги, можно отметить, что с начала года все бумаги заметно провалились. В целом, они протестировали потенциальные опорные зоны. Группа акций торгуется с 20–40% дисконтом к консенсус-таргетам аналитиков на 12 месяцев. Общая картина делает их привлекательными для покупок в среднесрочном периоде.