0.4 C
Киев
Воскресенье, 8 декабря, 2024

Европа может ускорить энергопереход на фоне напряженных отношений с Россией

Автор: Киара Наджент для Time

Растущее напряжение в отношениях с Россией неумолимо ведет к тому, что европейским лидерам придется признать горькую реальность: когда речь заходит об энергетических потребностях Европы, у Владимира Путина на руках все карты.

ЕС импортирует 35% газа для своих нужд из России. За последние десятилетия некоторые страны – к примеру, Нидерланды и Германия – сократили внутреннюю добычу ископаемого топлива (то ли исчерпали ресурсы, то ли в борьбе за более чистую экологию). Тем временем Европа все больше полагалась на импорт дешевого российского газа, на котором держится и электрогенерация, и отопление.

Риски подобной зависимости формируются уже не первый месяц, что в свою очередь вызывает беспокойство среди ярых противников России в США и Европе. За прошлый год цены на природный газ выросли втрое после окончания локдаунов и резкого роста потребления, в результате чего Европа погрузилась в самый жесткий энергетический кризис с 1970-х годов. В Международном энергетическом агентстве заявляют, что Россия и без того усугубила ситуацию, намеренно сокращая экспортные поставки. Военный конфликт в Украине может еще больше сократить поставки, и в таком случае Европу ждут несколько болезненных месяцев или даже лет.

Тем не менее некоторые эко-активисты видят в этой ситуации определенный плюс: по их мнению, такая ситуация может вынудить Европу призадуматься о рисках потребления ископаемого топлива. «Если Европа не хочет подвергаться подобным геополитическим рискам, ей необходимо как можно скорее слезть с газовой иглы, – говорит Юан Грейам, эксперт исследовательского центра по вопросам климата E3G. – Это должно стать отправной точкой для переосмысления отношений Европы с газом».

Германия, европейский центр тяжести и одна из стран, наиболее зависимых от российского газа, давно пытается разделить вопросы внешней политики и своих энергетических потребностей. Однако новое правительство уже дало понять, что сертификация «Северного потока-2» может быть свернута (в случае нападения на Украину), а именно этот трубопровод позволил бы существенно увеличить поставки российского газа в Европу.

По мнению Массимо Ди Одоардо, вице-президента по глобальным газовым исследованиям в консалтинговой компании Wood Mackenzie, если Россия нападет на Украину и вступит в вооруженный конфликт со странами НАТО, цены на газ могут вырасти вдвое, хотя они и сейчас уже слишком высокие. «Трудно сказать, насколько они могут вырасти, и Европа мало что может сделать, чтобы предотвратить рост цен», — считает он.

Больше всего ЕС опасается того, что санкции США могут ограничить Россию в использовании международных платежных систем и долларов, в результате чего у покупателей возникнут сложности с оплатой за газ, и, соответственно, поставки задержатся. В худшем случае (хоть это и маловероятно) Россия может ответить на санкции, намеренно отрезав Европу от газа. «Если Россия урежет экспорт, это будет практически Армагеддон, – поясняет Ди Одоардо. – Нынешних запасов Европы хватит от силы недель на шесть [в холодную погоду], а затем в некоторых странах начнут отключать электроэнергию или введут нормированное потребление».

Кроме того, существует вероятность физических повреждений газовой инфраструктуры и нарушения газовых операций в самой Украине, через которую в Европу идет примерно треть российского экспорта. Это грозит рыночными потрясениями и тоже может привести к росту цен.

У Европы не так уж много вариантов для пересмотра своего энергомикса, чтобы в кратчайшие сроки отказаться от российского газа. На фоне низкого уровня запасов, нехватки времени для запуска новых проектов и амбиций ЕС в контексте энергоперехода Европа вряд ли сможет значительно увеличить собственную добычу газа. Можно частично перезапустить угольные электростанции, недавно выведенные из эксплуатации, и атомные блоки, однако это существенно ударит по планам ЕС с точки зрения сокращения выбросов. Но даже если пойти на эти меры, по данным Wood Mackenzie, это заместит всего лишь порядка 10% объема электроэнергии, ныне производимой за счет природного газа. А в плане отопления у миллионов домов по всей Европе и вовсе нет никакой альтернативы, кроме газа, поскольку они оборудованы именно под него.

Единственный вариант, который позволит пережить резкое сокращение поставок газа, – импорт сжиженного природного газа (СПГ), поскольку в такой форме его можно транспортировать по морю из США и Катара. И администрация Байдена ведет переговоры с Европой по этому вопросу как раз на случай кризиса. Но, по мнению аналитиков, и эти страны могут производить лишь ограниченное количество топлива, так что Европе придется конкурировать с Азией за поставки. Это может повлечь за собой глобальный рост цен.

Если говорить о долгосрочных перспективах, эко-активисты убеждены, что постепенный отказ от природного газа вынудит Европу ускорить развитие возобновляемой энергетики. Вдобавок, придется капитально переоборудовать здания под «чистое» отопление (например, установить тепловые насосы) и повышать энергоэффективность с помощью теплоизоляции. Что касается последнего, то тут есть еще одно преимущество: правительства будут вынуждены уделить первостепенное внимание социальному жилью, где люди больше всего пострадают от роста цен на газ.

Чистая энергия и проекты по повышению энергоэффективности не решат европейский энергетический кризис в ближайшие несколько месяцев. Однако если европейские лидеры вынесут урок из этой ситуации, это может существенно повлиять на формирование дальнейшей политики в будущем. «Если мы действительно хотим прекратить обогащать Путина, придется инвестировать в возобновляемую энергетику, причем делать это быстро, – заявил вице-президент Еврокомиссии Франс Тиммерманс. – Если мы в самом деле хотим обеспечивать наших граждан стабильной и доступной энергией, возобновляемая энергетика – наше спасение».

Related Articles

Последние материалы