26.5 C
Киев
Воскресенье, 8 сентября, 2024

«Зеленая» таксономия ЕС – путеводная звезда для инвесторов

Для ускорения энергетического перехода Европейская комиссия разработала первую в мире классификацию экологически устойчивых видов деятельности. Первая ее часть была опубликована 21 апреля и вступит в силу в январе следующего года в контексте реализации стратегии Green Deal. «Зеленая» таксономия ЕС – основанная на научных критериях система, определяющая для инвесторов те виды деятельности, которые позволят осуществить декарбонизацию экономики.

Автор: Марк-Антуан Эйль-Маззега, директор Центра по вопросам энергетики и климата Французского института международных отношений (IFRI), Париж

Суть таксономии проста: для внедрения новых технологий и решений потребуется внушительное финансирование, и потому нет сомнений, что таксономия послужит стимулом для финансового сектора инвестировать в низкоуглеродные технологии, а не в «грязные» виды деятельности. Более того, есть необходимость в повышении прозрачности и подотчетности деятельности финансового сектора. Цель состоит в том, чтобы правительства, компании, банки, инвестиционные и пенсионные фонды, а также страховые компании организовывали свою деятельность и отчитывались о ней на основе таксономии. Благодаря этому для всех видов деятельности, направленных на содействие «зеленому» переходу, будет доступно больше денег при меньших издержках, тогда как другим будет труднее и дороже получить доступ к средствам.

Инвестор, не навреди!

Таксономия имеет стратегическое значение: в ближайшие годы она окажет огромное влияние на бизнес.

Во-первых, таксономия станет основой для выпуска «зеленых» облигаций. Во-вторых, Евросоюз и страны-члены будут внедрять любую новую схему субсидирования или поддержки определенного проекта или сектора в соответствии с критериями таксономии. В-третьих, банки и другие финансовые игроки ЕС должны будут отчитываться о своей деятельности и должны будут скорректировать свою кредитную политику на основе этих критериев. Это даст возможность лучше проанализировать и сравнить их портфели, чтобы отсечь любые варианты «зеленого» пиара (greenwashing). Все больше компаний должны будут разработать нефинансовую отчетность об экологической устойчивости своей деятельности на основе таксономии. Сбережения миллионов людей можно будет инвестировать с большей прозрачностью и подотчетностью.

Нормативно-правовая база в отношении таксономии ЕС вступила в силу в июле 2020 года. В ней было установлено 6 экологических целей:

  1. Смягчение последствий изменения климата
  2. Адаптация к изменению климата
  3. Экологически рациональное использование и защита водных и морских ресурсов
  4. Переход к циркулярной экономике
  5. Предотвращение и контроль загрязнения окружающей среды
  6. Защита и восстановление биоразнообразия и экосистем

В таксономии перечислены 3 типа экологически устойчивой деятельности: те, которые вносят существенный вклад в защиту окружающей среды (например, смягчение последствий изменения климата); те, которые могут помочь другим видам устойчивой деятельности (вспомогательная деятельность); те, которые приносят реальное улучшение, но сами по себе недостаточны для достижения углеродной нейтральности (переходная деятельность). Все остальные, не прошедшие отбор после применения этих технических критериев, считаются вредными.

Куда девать газ и атомную энергетику?

Впрочем, детальное распределение на категории вызвало серьезные споры, поскольку в драфтовой версии таксономии, обнародованной 30 ноября 2020 года, Еврокомиссия исключила атомную энергетику из классификации экологически устойчивой деятельности на том основании, что радиоактивные отходы могут потенциально загрязнять почву и, таким образом, не соответствуют максиме «не навреди». Вдобавок, был исключен и природный газ: для того, чтобы подпадать под категорию экологической устойчивости газовые электростанции должны выбрасывать менее 100 г CO2/кВт-ч и работать менее 2000 часов в год. Это означает, что их деятельность необходимо сочетать с технологиями улавливания и хранения двуокиси углерода, либо производством водорода или биометана. При этом газовые электростанции должны работать на пиковом уровне, что, кстати, очень дорого обходится.

Несколько стран Центральной Европы выступили против этого, поскольку, по их мнению, газ может помочь им достичь климатических целей на 2030 год. Также они считают невозможным немедленно перейти к альтернативным, часто несуществующим решениям. То же самое касается атомной энергетики: несколько стран-членов, в том числе Франция, также выступили против этой классификации, обвинив Еврокомиссию в применении идеологического подхода под давлением Австрии, Германии и Люксембурга, что противоречит всем научным обоснованиям.

С другой стороны, во время общественного обсуждения проекта таксономии появились опасения, что, мол, таксономия вовсе рискует убить «зеленый» переход, если, к примеру, газ будет включен. Множились слухи, что страны и отрасли откажутся от таксономии, полагая, что она рискует создать «зеленый пузырь». В такой атмосфере Еврокомиссия приняла решение не включать газовую и атомную энергетику в первую часть таксономии, опубликованную в апреле, и обязалась уточнить свою позицию в ближайшие месяцы.

Вероятно, атомная энергетика будет в итоге признана экологически устойчивой деятельностью на фоне выводов, подготовленных специальной технической группой Еврокомиссии, которые будут изучаться двумя другими техническими группами в течение следующих трех месяцев.

Также ожидается, что, несмотря на лимит выбросов для газовых электростанций или систем централизованного теплоснабжения на уровне 100 г CO2/кВт-ч, в таксономию может быть включено положение об инвестициях в строительство газовых электростанций для замещения угольных. Такие электростанции могут рассматриваться как переходные если они: позволяют сократить выбросы на 50 % (на 40 % для систем централизованного теплоснабжения); допускают использование когенерации; будут построены к концу 2025 года и их выбросы будут составлять не более 270 г CO2/кВт-ч. Они должны будут сыграть важную роль в обеспечении устойчивости электроснабжения.

После публикации таксономии Европейский парламент и Европейский совет должны ее принять… Процесс еще не завершен.

Ее важные положения поспособствовали бы стабилизации атомного парка в Европе и помогут странам-членам развивать атомную энергетику. Это в свою очередь будет представлять особый интерес для компаний, имеющих АЭС в своем портфеле, из Франции, Польши, Венгрии, Чехии, Румынии, Болгарии, а также, возможно, Эстонии, Нидерландов, Швеции и Бельгии. В результате это должно способствовать развитию механизмов государственного финансирования и поддержки атомной энергетики, выведя ее на один уровень с ветровой и солнечной энергетикой, в то время как финансовый сектор будет иметь стимулы для финансирования этих цепочек создания стоимости.

Инвестиции в Украину

Для Украины эта таксономия имеет немаловажное значение, поскольку она также может подпадать под ее категории. Финансирование модернизации газотранспортной системы Украины со стороны Европейского инвестиционного банка или Европейского банка реконструкции и развития (и, возможно, также Всемирного банка после того как организация скорректирует свою стратегию кредитования) будет более сложным, и его необходимо будет сочетать с планами использования водорода. Более того, переход от газовых хранилищ к хранилищам водорода соответствует критериям устойчивости и открывает путь для многостороннего финансирования.

Модернизация системы централизованного теплоснабжения создаст предпосылки для европейского финансирования при соблюдении определенных условий. Будущая декарбонизация Украины заключается в электрификации транспорта и промышленности, основанной на атомной энергетике, гидроэнергетике, солнечной и ветровой энергетике, биометане в транспортном и электроэнергетическом секторах, водороде в нескольких промышленных секторах наряду с внедрением масштабных мер в сфере энергоэффективности.

Related Articles

Последние материалы