Автор: Антонелло Ардженциано для Intertrust Group
Современные инвесторы осознают преимущества ESG-инвестирования (т.е. инвестирования с учетом экологических и социальных факторов, а также факторов корпоративного управления) и ожидают соответствующей отчетности по этим параметрам. Но каковы новые тенденции в сфере устойчивого инвестирования, на которые следует обратить внимание в 2022 году?
В 2020 году спрос на устойчивые инвестиции обогнал традиционные. Согласно исследованию Ассоциации люксембургской фондовой индустрии (ALFI), более половины новых подписок пришлись на ESG-фонды. Рассмотрим пять трендов ESG-инвестирования, которые, согласно нашим прогнозам, проявятся в мировой экономике после пандемии коронавируса.
1. Улучшение сбора ESG-данных в ответ на новые требования к отчетности
Качество и объем ESG-данных продолжат расти как результат ужесточения требований к корпоративной отчетности.
Нынешняя неоднородность стандартов отчетности усложняет процесс сбора и сравнения данных о прогрессе в сфере ESG для инвесторов, а также затрудняет реагирование на возникшие риски и возможности в данной сфере. Единые требования помогут упростить этот процесс.
Регулирующие структуры по всему миру столкнулись с проблемой нехватки четких определений и стандартизированных данных. В Европе приняли Регламент о раскрытии информации об устойчивом финансировании (SFDR), который накладывает обязательства о раскрытии ESG-данных, а «Зеленая» таксономия ЕС представляет список экологически устойчивых видов деятельности. SFDR разработан с целью повышения прозрачности устойчивой деятельности, предотвращения так называемого гринвошинга (greenwashing) и обеспечения взвешенного принятия инвестиционных решений. Регулированию подлежат все участники финансового рынка независимо от класса активов, включая неликвидные активы – их фондовым менеджерам придется подготовиться к внедрению периодической отчетности (2 уровень) в июле 2022 года (отложено до января 2023 года — GD).
К аналогичным стандартам других юрисдикций относятся, к примеру, Руководящие принципы по управлению экологическими рисками, составленные Валютно-финансовым управлением Сингапура, тогда как регулирующие органы Индии совсем недавно объявили о намерении разработать стандарты раскрытия данных для фондов совместного ESG-инвестирования, которые должны вступить в силу в октябре 2022 года.
2. Особое внимание к социальным факторам
Пандемия Covid-19 вскрыла целый пласт системных социальных проблем и вывела их на первый план в общественном дискурсе. Раньше эти проблемы уступали по приоритетности экологической повестке, поскольку их труднее определить и оценить масштабы.
Когда речь идет об улучшении финансовой устойчивости, не следует недооценивать социальные риски – их влияние может оказаться весьма значимым. К примеру, соблюдение требований по охране труда и технике безопасности требует от предпринимателей определенных первоначальных вложений, но это в итоге снижает риск судебных дел, которые могут дорого обойтись. Поэтому ESG-инвесторам особенно важно учитывать разнообразие и инклюзивность, а также текущие социальные проблемы.
3. Улавливание СО2 и углеродные зачеты станут мейнстримом
Компенсация выбросов СО2 или других парниковых газов (благодаря углеродным зачетам) станет мейнстримом, поскольку эти меры предлагают краткосрочное решение для сокращения выбросов.
Разумеется, есть традиционные методы улавливания (высадка деревьев или восстановление истощенных земель), но сейчас предпочтение отдается более продвинутым решениям, таким как технологии улавливания и хранения углерода, позволяющим удалять CO2 из атмосферы.
4. Оценка влияния на биоразнообразие
По всему миру стремительно сокращается биологическое разнообразие (т.е. многообразие живых существ на планете). На условии жизни и экономике это может отразиться так же серьезно, как и изменение климата. Как показала пандемия Covid-19, торговля дикими животными и растениями наряду с вырубкой лесов под сельскохозяйственные нужды или девелопмент могут привести к возникновению новых зоонозных заболеваний. Это, в свою очередь, несет катастрофические последствия для экономики.
Раскрытие информации о влиянии на биоразнообразие – пока редко встречающаяся практика, но в некоторых странах от инвестфондов уже начали требовать отчеты о воздействии их корпоративной деятельности на биоразнообразие. Во Франции, к примеру, финансовые учреждения обязаны раскрывать свои стратегии по уменьшению влияния на биоразнообразие, включая конкретные целевые показатели и инструменты приведения местных стратегий в соответствие с международными целями в области сохранения биоразнообразия. С 1 января 2022 года, согласно SFDR, инвестфонды ЕС обязуются отчитываться о деятельности, негативно влияющей на хрупкие зоны биоразнообразия.
5. Азия усилит приверженность ESG-принципам
Ускоренная урбанизация и индустриализация Азии за последние двадцать лет подстегнули спрос на инфраструктуру в сферах энергетики, транспорта, водоснабжения и обращения с отходами.
Однако на фоне пандемии проблемы проявились и здесь. Например, азиатские страны столкнулись с резким возрастанием объемов городских отходов: в целях соблюдения санитарных норм потребители массово вернулись к одноразовым пакетам, посуде и упаковке.
Это подчеркивает необходимость создания циркулярной экономики, устойчивых и возобновляемых источников энергии, а также «озеленения» технологий строительства наряду с возведением устойчивых транспортных сетей по всему континенту.
Председатель КНР Си Цзиньпин хоть и не запретил использование угля в энергетике, но пообещал ввести «жесткий контроль» в рамках плана по достижению климатической нейтральности к 2060 году. Возрастающий спрос на устойчивость как таковую в постковидном мире откроет множество возможностей для ESG-инвестиций в Азии.
Экологические последствия локдаунов, связанных с пандемией Covid-19, наряду с признаками изменения климата по всему миру повысили интерес к устойчивому инвестированию. Недавнее исследование консалтинговой компании Casey Quirk показывает, что к 2025 году инвесторы намерены вложить $3,2 трлн в реализацию устойчивых стратегий.